www.moshkow.net
на главную
ENGLISH

текущие проекты:
портал jazz.ru
журнал «джаз.ру»
книжные публикации и проекты:
- 2023: фундаментальный труд «джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (бумажное издание)
- 2018: цифровой релиз фантастического романа в двух томах "операция «специальная доставка»" / "миссия «опасные материалы"»
- цифровой релиз повести о молодых музыкантах 80-х «кривые дорожки» (2015)
- книга "блюз. введение в историю" - первое издание 2010, в продаже 6-е издание (2022)
- книга "индустрия джаза в америке. 21 век" (2013)
- двухтомник "российский джаз" (2012)
- двухтомное переиздание книги "великие люди джаза"! - 5-е издание (2022)
- вся фантастика кирилла мошкова (sci fi)
- все книжные проекты non-fiction
"слушать здесь": jazz podcast
russian jazz podcast in english
cyril moshkow @ youtube: видеоканал кирилла мошкова (оригинальные съёмки российского джаза)
архивы - материалы о музыке:
статьи, обзоры, интервью, репортажи с 1996
new неформатные музыковедческие изыскания малой формы 2005-2018
рецензии (джаз, блюз, world beat) с 1997
new лекции о музыке с 2013
архивы - фото:
фотоархив кирилла мошкова
архивы -  радио:
радиоархивы кирилла мошкова: станции, программы, записи, подкасты
архив радиопрограммы "джем-клуб" (1996-97)
архив радиопрограммы "академический час джаза" (1994-97)
архив радиопрограммы "сплавы" (1996-97)
архив радиопрограммы "вечерняя сказка" (1994-96)
другие ресурсы:
персональное:
биография
резюме, если что (англ. и рус.)
cyril moshkow @ linkedin
cyril moshkow @ allaboutjazz.com
личный фотоальбом
группа "секретный ужин" (1987-1997, 2016-2017)
 интерактив
дневник кирилла мошкова в "живом журнале"
страница вконтакте

Rambler's Top100

Cyril Moshkow,
1997-2023
© design, content, photos
hosted by REG.RU

 

Кирилл Мошков

БЛЮЗ. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ

издание второе (исправленное): Планета музыки, СПб, 2014

NEW июнь 2014: в издательстве «Планета музыки» вышло исправленное второе издание книги «Блюз. Введение в историю»!
В новом издании поправлен ряд неточностей и опечаток, имевшихся в первом тираже 2010 года, который давно полностью распродан.

Формат 12,8´20 см. Переплет: твёрдый. Страниц: 384. ISBN 978-5-8114-1098-9

купить книгу:

на сайте издательства (спб) | в озоне | в доме книги | в магазинах сети буквоед (спб)

Аннотация с обложки:
В книге «Блюз. Введение в историю» впервые на русском языке делается попытка рассказать об истории центрального направления афроамериканской музыки XX века — блюза, пронизавшего собой всё генеалогическое древо популярных музыкальных жанров в США и за их пределами, от джаза до соул и рок-музыки. Автор книги — музыкальный журналист Кирилл Мошков, главный редактор журнала «Джаз.Ру» — рассматривает блюз не только как чисто музыкальный феномен, но и как часть новейшей американской истории, помещая развитие музыкальных стилей в контекст социальных перемен в Америке на протяжении периода от рубежа XIX-XX веков и до 1960-70-х гг. В качестве оси координат повествования выбрана история блюза в грамзаписи: читатель узнаёт не только о вехах творчества блюзовых музыкантов, но и о непростой работе продюсеров и фирм звукозаписи, сделавших историю блюза такой, какой мы её знаем.

Алексей Певчев, "Известия", 20.07.2014:

"Переиздание — дополненное, расширенное, снабженное еще большим количеством любопытнейших деталей и уточнений, — всегда событие приятное. Особенно если речь идет о книге одного из главных джазовых критиков, меломана, коллекционера и издателя журнала «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова. Учитывая уникальную дотошность и щепетильность автора во всем, вплоть до мельчайших деталей, можно смело утверждать, что переиздание «Блюза. Введение в историю» случилось явно по той причине, что неугомонный автор обнаружил еще что-то ценное в истории жанра. Рассказчик Мошков — блистательный! С первых же страниц, на которых излагается, казалось бы, скучная предыстория жанра, невольно ловишь себя на мысли, что попал под какой-то неведомый ритм. Ну что может быть интересного в описаниях смешения групп рабов, беседующих на языках волоф, мбунду, йоруба, и подробностях лабильных тонов? В исследовании темпа, построенного на взмахе топора, молота, опускающегося на рельсовый костыль, и гребке весла? Не говоря уж об очередном анализе нюансов сегрегации. Оказывается, может. Потому что блюз с этого начался, и с этого он непременно должен начаться у Мошкова..."
ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕЦЕНЗИИ - на сайте газеты "Известия"

Александр Беляев, "Время Новостей", 14.09.2010:

"...Мошков -- человек с бесконечными терабайтами памяти в голове, хорошо подвешенным языком и радийным прошлым -- ухитрился связать историю страны, отдельных блюзменов, развитие стилей через имена, лейблы (и в меньшей степени -- бизнесменов и менеджеров), все обобщить и конкретизировать... это потрясающе живое повествование, изобилующее курьезами и развенчанием расхожих мифов. Автор-эрудит, последние два десятка лет проведший за прослушиванием блюзовых записей и посетивший с рабочими визитами родину жанра США раз, наверное, двадцать, надевает приятную читателю маску простачка, удивляющегося вместе с нами. Эффект отстранения-приближения вообще всегда работает неплохо, здесь же он создает потрясающий эффект присутствия читателя в стародавних временах.
Тем не менее если говорить о содержательной стороне дела, то автор проводит многомерное исследование феномена блюза, и эта многомерность -- главное, что позволяет наконец понять, как этот самый блюз из музыки бесправных рабов превратился в мировой музыкальный мейнстрим..."
ЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИЮ ПОЛНОСТЬЮ

Владимир Импалер, журнал In Rock:

Кирилла Мошкова общественность знает как редактора журнала и сайта Jazz.ru, но джазом сфера его интересов отнюдь не ограничивается. Тем более что блюз и джаз - если не родные братья, то по крайней мере дядя и племянник. Об этом, как и о многом прочем, мы узнаем из солидной книжицы про историю блюза, вышедшей недавно в издательстве "Планета музыки". Почти 400-страничный томик читается на одном дыхании, даром что скомпилирован из нескольких отдельных публикаций Кирилла на блюзовые темы. В книге Мошкову удалось не только свести воедино рассказы о множестве легендарных блюзменов, деятелей соула, ритм-н-блюза, боссов грамзаписи и так далее, но и создать единую захватывающую картину жизни Америки начала-середины ХХ века, точнее, "чёрной Америки", в которой и зародился жанр, изменивший мировую музыку до неузнаваемости. История блюза от Мошкова - это вовсе не въедливое перечисление чьих-то запутанных дискографий и коллабораций. Это множество интереснейших деталей жизни Соединенных Штатов в годы зарождения блюза, драматические (а то и трагические) истории жизни артистов. Блюз показан с разных сторон, и как социальное явление (заведения "только для белых" и "только для черных" - оказывается, это не выдумки советских пропагандистов), и музыкальное (весьма аккуратные определения всех описываемых жанров - в помощь искусствоведу), и коммерческое (рассказы об артистах сгруппированы прежде всего по издающим лейблам). В нём исключительно сильна "роль личности в истории", и в этом - изюминка книги. Ведь при желании любой может легко "нарыть" рассказы об истории Роберта Джонсона и Бесси Смит, а вот о персонах, скажем, шефа лейбла Motown Берри Горди, или саунд-продюсера Козимо Матассы, к старости лет сменившего блюз на бакалейную лавочку, кто еще расскажет? Великая депрессия, нищие негры на хлопковых полях, музыкальные автоматы-"джукбоксы", запрет профсоюзов на звукозапись... Кирилл Мошков не стремится просто пересказывать расхожие блюзовые мифы. Он их деликатно, с фактами и цитатами в руках развенчивает и создает нечто даже более интересное - подлинную картину жизни огромной страны, современную культуру которой создавали и бывшие изгои - негры южных штатов, и переселенцы со всех краев света - евреи, турки, поляки... Ну и англосаксы, конечно. Было бы совершенно бессмысленно пытаться охватить всё и вся (скажем, "белый блюз", музыка Британии в частности, никак не рассматривается), да такой задачи и не ставилось. Мозаичная картина - не менее интересна. Главное, что после чтения книги остается желание срочно бежать и переслушать (или послушать впервые) столь много "краеугольных камней", история создания которых в ней столь занимательно рассказана.

Старик_Козлодоев, издание F5.ru:

...джаз блюзу не то что близкий родственник — ближе вообще не бывает. Сын, можно сказать. К тому же Мошков обладает удивительным даром системного анализа, кропотливостью истинного исследователя, доскональностью буквоеда и в то же время очень тонко чувствует какие-то совершенно неуловимые, но очень важные при этом вещи, фактически ловит эфирные субстанции. Так что Кириллу и карты были в руки.
И книга вышла что надо.
"Блюз. Введение в историю" — это именно что введение в историю, а не сама она. Мошков рассказывает о том, как возникала эта музыка, какими путями шла, в кого и как воплощалась; прослеживает ее пути, в том числе географические (блюз неуклонно мигрировал с хлопковых плантаций в города, а по дороге видоизменялся, естественно); рассматривает вопросы фиксации живого в неживом (вы не поверите, насколько интересной может быть хронология блюзовых грамзаписей)...
Автор готовит читателя к блюзу, направляет, поддерживает, но делает вид (и это огромное достоинство книги!), что читатель сам узнает обо всем этом. Здесь нет ни грана менторства, высокомерия мудреца, облеченного сакральным знанием, — нет, это очень уважительная не только к предмету описания, но и к читателю книга.
ЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИЮ ПОЛНОСТЬЮ

ПРЕЗЕНТАЦИИ КНИГИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, февраль 2011: смотреть, слушать


купить книгу:

на сайте издательства (спб) | в озоне | в доме книги | в магазинах сети буквоед (спб)


Обложка нотного издания одного из популярных блюзов 1920-х гг., прославленного исполнением Ма Рэйни

Автор книги "Блюз. Введение в историю" прослеживает историю направлений блюза и развившихся на его основе направлений массовой афроамериканской музыки, как отдельного вида музыкального искусства, на материале деятельности целого ряда американских компаний грамзаписи, вокруг которых в 1920 - 1960-е гг. сформировались и развивались целые исполнительские школы афроамериканского музыкального искусства. От ранних блюзов, записанных лейблом Black Swan в 1920-е, до первых "блюзовых империй" 1940-1950х (Modern братьев Бихари, Sun Сэма Филлипса) и крупнейшей такой "империи" 1950-60-х - чикагской компании Chess, созданной иммигрантами из Польши, и далее - через ритм-н-блюз 40-50-х и успехов компании Atlantic до появления следующего поколения афроамериканской музыки, соул, в её южной (компания Stax) и северной, детройтской (группа компаний Tamla-Motown) разновидностях. Автор подробно прослеживает историю того, как благодаря деятельности фирм грамзаписи фольклорный, низовой жанр афроамериканского меньшинства из сугубо "нишевой" отрасли музыкального бизнеса США превратился в один из самых влиятельных видов массовой музыки XX века.
Состояние проекта: книга вышла в санкт-петербургском издательстве "Планета музыки" 19 июля 2010 г.

На фото: мастер Пидмонт-блюза Слепой Уилли Мактелл (Blind Willie McTell) записывает в гостиничном номере свои блюзы для Библиотеки Конгресса США в ходе очередной экспедиции на Юг выдающегося фольклориста Алана Ломакса; фото сделала жена Ломакса, Руби. Ноябрь 1940 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

Часть 1. Начало. Истоки. Первые записи

   Ранний блюз в грамзаписи: хронология
   Блюзовые прорывы 1920-х
   Императрица блюза

Часть 2. С плантаций — в города
   Delta Blues
   Piedmont Blues
   Texas Blues

Часть 3. Блюз после Второй мировой
   Белый продюсер, чёрный блюз
       1. «Вот где живёт бессмертная душа!»
       2. «Мне не нужен хит. Мне нужна хорошая песня!»
   Империя джукбоксов
   Звук Нью-Орлеана
   Chicago Blues
       1. Эмигранты и чёрная музыка
       2. Эра Диксона
       3. Триумф и распад
   Звук Мемфиса
   «Звук молодой Америки»
   Лидер независимых
       1. На ком держался Atlantic
       2. Уход ветеранов
 

купить книгу:

на сайте издательства (спб) | в озоне | в доме книги | в магазинах сети буквоед (спб)

ПРЕЗЕНТАЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, февраль 2011

25 февраля - радио "Эхо СПб" и Дом книги на Невском; 26 февраля -"Буквоед на Восстания" - презентации книги Кирилла Мошкова "Блюз. Введение в историю" при участии автора. Музыкальная программа: живой блюз в исполнении Натальи Родиной (вокал) и Александра Питерсона (гитара).

25.02, "Эхо Москвы в Санкт-Петербурге" - презентация книги в прямом эфире у ведущего Николая Нелюбина
СЛУШАТЬ ЗАПИСЬ ЭФИРА

25.02, Дом книги на Невском

26.02, "Буквоед" на пл. Восстания

все фото: Анна Филипьева

 

Главная страница

главная страница

другие книги Кирилла Мошкова