РАДИО РАКУРС (1994-1997): АРХИВ
КОНСТАНТИНА ВОЛКОВА С 16 марта 1994 по 31 декабря 1997 года в диапазоне средних волн московского вещательного региона, на частотах сначала 1359, затем 1467, 1152 и, наконец, 792 кГц работала независимая радиостанция «РаКурс» — видимо, последняя станция неформатного, некоммерческого музыкального радиовещания 1990-х в Москве, стилистически и идейно наследовавшая самой первой такой станции — радио SNC (1991-1992). Эфир «РаКурса» представлял собой уникальное явление: каждый эфирный день (с 16:00 до 01:00, впоследствии с 16:00 до 23:00) был целиком отдан на откуп «ведущему дня», который выстраивал сетку эфирного дня самостоятельно, не оглядываясь ни на какие авторитеты, с единственным ограничением: на «РаКурсе» нельзя было ставить в эфир поп-музыку. При этом основой сетки был не музыкальный поток, «ротация», а авторские тематические программы или рубрики; часть таких программ вели сами ведущие эфира, часть — приглашённые авторы, которых в основном тоже приглашали ведущие (и работали с этими авторами в качестве редакторов). Музыкальный поток, «ротация», присутствовал только в утренних сегментах — с 07:00 до 10:00; затем три часа шёл дневной эфир, состоявший в основном из разговорных программ.
Ведущим эфирного дня субботы (в период 1996-97 — с 16:00 до 23:00) был Константин Волков (эфирный псевдоним вашего покорного слуги, Кирилла Мошкова, ныне главного редактора «Джаз.Ру», а в описываемый период — редактора джазовых новостей информационного агентства InterMedia). Постепенно количество джазовых проектов ведущего Волкова превысило возможности субботнего эфира, и одна его авторская программа, «Джем-Клуб», с апреля 1996 г. стала выходить в другой эфирный день — в среду с 18:10 до 19:00, в эфире ведущего «Дедушки» Роберта Редникина. Программа представляла собой ток-шоу о джазе. В программу приходили музыканты, организаторы фестивалей, руководители джаз-клубов, коллеги — джазовые критики и журналисты… — и мы с ними разговаривали о джазе, перемежая эти разговоры разными музыкальными фрагментами. Джем, как известно — это импровизационный музыкальный диалог, заранее не подготовленный. Отсюда название программы: мы не готовили диалоги заранее — мы импровизировали. Ведущий не просто задавал вопросы, но не стеснялся и сам что-то рассказывать, высказывать какие-то мнения (пусть не всегда зрелые), сообщать какую-то информацию. Поэтому программа представляла собой не чистое интервью, а именно диалог.
На официальном сайте станции (кстати, «РаКурс» был первой радиостанцией в Москве, обзавёдшейся собственным вебсайтом) о программе было написано следующее:
Часть выпусков «Джем-Клуба» в ходе прямого эфира записывалась на аудиокассеты «на повтор» (для использования в период отпуска ведущего). Но за прошедшие годы стала ясна и определённая историческая значимость этих материалов. Автор этих строк начал постепенно оцифровывать сохранившиеся кассеты. Первые результаты этой оцифровки, записи 12 программ 1996-97 гг., предлагаются вашему вниманию.
программа
«Джем-Клуб» от 20.03.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» —
здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий
Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё
не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость студии
— джазовый критик и продюсер Дмитрий Ухов, впоследствии —
председатель Московской ассоциации джазовых журналистов. Обсуждается
фестиваль «Альтернатива», который проводил в 90-е годы Дмитрий Ухов, а
также «альтернатива» массовой культуре — границы жанров, взаимодействие
направлений, проблемы некоммерческого искусства — в общем, если отвлечься
от конкретики программы «Альтернативы» 1996 года, примерно те же проблемы,
которые волнуют многих и сейчас. Звучит много интересной музыки.
программа
«Джем-Клуб» от 03.04.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» —
здесь можно слышать, что название программы устоялось не сразу: ведущий
Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка» здесь ещё
не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы. Гость «Джем-клуба»
— радиоведущий Михаил Митропольский, в описываемый период
представлявший программу «Соло для джаза» на существовавшей в 90-е годы
женской радиостанции «Надежда» и джазовую рубрику на государственном
канале «Радио Маяк». Гость и ведущий обсуждают проблему, которую
впоследствии продолжали обсуждать публично — на радио, телевидении и в
публичных дискуссиях — на протяжении следующих 14 лет: что и как нужно
делать для того, чтобы в поле зрения (и слуха) аудитории попадала не
только та музыкальная продукция, которую ей активно навязывает шоу-бизнес.
Звучит много весьма живой музыки разных направлений.
программа
«Джем-Клуб» от 10.04.1996. Один из ранних выпусков «Джем-Клуба» —
здесь всё ещё можно слышать, что название программы устоялось не сразу:
ведущий Константин Волков называет её «Джем-сешн», и эфирная «рубашка»
здесь ещё не совсем такая, как в более поздних выпусках этой программы.
Гость программы — Андрей Соловьёв, ведущий той же
радиостанции, только из другого дня — Андрей вёл на «РаКурсе» вторники.
Андрей на «РаКурсе» специализировался на новом джазе, новой
импровизационной музыке и вообще на авангарде разного рода, хотя все эти
специализации были довольно условными — в его эфирах звучал и рок, и
вполне традиционный джаз (особенно когда он запустил программу об истории
советского джаза), а в моей концертной программе «Московский Свинг» по
субботам, например, довольно регулярно выступали музыканты-авангардисты. В
ходе «Джем-клуба» звучат несколько работ Андрея как музыканта (он трубач,
хотя в этом качестве наверняка большему количеству людей известен как
участник группы «Вежливый отказ», чем как новоджазовый авангардист), а
гость и ведущий страшно серьёзно обсуждают проблемы отношений нового,
старого, традиционного и новаторского в музыке.
программа
«Джем-Клуб» от 22.05.1996: в студии «РаКурса» — Юрий
Козырев, основатель и глава Московского колледжа импровизационной
музыки (бывшая «Студия Москворечье»), первопроходец джазового образования
в СССР, ещё в 1967 г. создавший первое в стране музыкальное учебное
заведение, где преподавали современную музыку и игру на «неклассических»
инструментах.
программа
«Джем-Клуб» от 24.07.1996: в студии «РаКурса» — Юрий
Сергеевич Саульский, народный артист СССР, советский эстрадный и
джазовый композитор, глава джазовой комиссии Союза композиторов и вообще
неофициальный «министр джаза СССР» в 1960-80-е гг., а в 90-е — глава
Московского джаз-ангажемента (впрочем, регалии Юрия Сергеевича подробно
обсуждаются в первой части программы).
программа
«Джем-Клуб» от 09.10.1996: в студии «Радио РаКурс» — саксофонист
Игорь Бутман. Тогда он был ещё жителем Нью-Йорка, где
работал с конца 1980-х гг., в Россию регулярно приезжал на гастроли. До
нынешней роли руководителя респектабельного московского джаз-клуба, лидера
лучшего джазового оркестра в России, телевизионной знаменитости и
полит-активиста Игорю было ещё далеко. Разговор в программе идёт почти
исключительно о музыкальной деятельности Игоря Бутмана в первой половине —
середине 90-х гг.
программа
«Джем-Клуб» от 06.11.1996: гость «Радио РаКурс» — саксофонист
Олег Киреев, в тот период всё ещё представлявший джазовую
сцену Уфы. Переехать в Москву, стать арт-директором сначала клуба Cool
Train, а затем «Союза Композиторов», выпустить альбомы в США и
гастролировать по всей Европе ему ещё только предстояло. Олег обсуждает с
ведущим Константином Волковым башкирскую джазовую сцену; звучит также
фрагмент интервью старейшины джазовой критики России — Алексея Баташёва,
рассказывающего об уфимском джазе. В студии присутствует председатель
существовавшего в 90-е годы в Уфе творческого объединения «Интерджаз»
Ильгиз Хабибуллин, тоже принявший участие в разговоре. Звучит много музыки
Киреева, и в финале передачи он играет в студии на саксофоне живьём.
программа
«Джем-Клуб» от 27.11.1996: в студии «Радио РаКурс» — главный
редактор «Радио Престиж» Михаил Галич. В диалоге с
ведущим Константином Волковым он рассказывает о двух взаимосвязанных
явлениях — репертуарной и коммерческой политике всемирного концерна
звукозаписи Berthelsmann Music Group (BMG) и о
вещательной политике «Престижа», который в середине 90-х занимал в
московском FM-диапазоне форматную нишу smooth jazz radio (в те
годы, правда, обозначение smooth jazz ещё только входило в
оборот, и формат этот ещё назывался NAC, New Adult
Contemporary, «новая современная музыка для взрослых»). Звучат
характерные для эфира «Престижа» записи в стилистике smooth jazz,
взятые из каталога лейблов концерна BMG.
программа
«Джем-Клуб» от 15.01.1997: В студии Радио РаКурс — ведущий
Константин Волков и музыковед Аркадий Петров, один из
старейшин российской джазовой журналистики (1936-2007). Аркадий Евгеньевич
рассказывает об истории создания своей только что вышедшей тогда книги
«Джазовые силуэты», иллюстрируя её уникальными, никогда не издававшимися
записями из архивов своей радиопрограммы, первой в СССР радиопрограммы о
джазе, выходившей на советском радио еще в 60-70-е гг.
программа
«Джем-Клуб» от 21.01.1997: В студии Радио РаКурс — ведущий
Константин Волков и самый популярный джазовый вокалист России
Сергей Манукян. Начав с выяснения удивительных обстоятельств
музыкальной карьеры Манукяна (родился и получил музыкальное образование в
Грозном, в 80-е переехал в Таллинн, где прославился на весь Советский
Союз, а после 1991 г. из независимой Эстонии перебрался в Москву), ведущий
и гость постепенно разбирают всю эстетическую политику певца, перемежая
разговор песнями из новейшего, на момент эфира, альбома музыканта.
программа
«Джем-Клуб» от 26.03.1997: В студии Радио РаКурс — ведущий
Константин Волков и композитор, пианист, организатор и арт-директор
Курского джазового фестиваля (который всего через год стал самым обширным
«передвижным» джаз-фестивалем центральной России) — Леонид
Винцкевич. Первая встреча автора программы и замечательного
музыканта и продюсера, положившая начало плодотворному сотрудничеству,
продолжающемуся уже 14 лет (вот и в ноябре 2010 Константин Волков, теперь
уже под своим паспортным именем Кирилл Мошков, ездил в Курск вести
концерты фестиваля «Джазовая провинция», который устраивает Леонид
Винцкевич). Автор и гость обсуждают как проблемы джазового движения в
России, так и музыку самого Винцкевича, замешанную на джазе, классике и
русском фолке (причём в сотрудничестве с эстонскими, немецкими и
американскими музыкантами!).
программа
«Джем-Клуб» от 04.06.1997 |