РАДИО РАКУРС (1994-1997): АРХИВ
КОНСТАНТИНА ВОЛКОВА С 16 марта 1994 по 31 декабря 1997 года в диапазоне средних волн московского вещательного региона, на частотах сначала 1359, затем 1467, 1152 и, наконец, 792 кГц работала независимая радиостанция «РаКурс» — видимо, последняя станция неформатного, некоммерческого музыкального радиовещания 1990-х в Москве, стилистически и идейно наследовавшая самой первой такой станции — радио SNC (1991-1992). Эфир «РаКурса» представлял собой уникальное явление: каждый эфирный день (с 16:00 до 01:00, впоследствии с 16:00 до 23:00) был целиком отдан на откуп «ведущему дня», который выстраивал сетку эфирного дня самостоятельно, не оглядываясь ни на какие авторитеты, с единственным ограничением: на «РаКурсе» нельзя было ставить в эфир поп-музыку. При этом основой сетки был не музыкальный поток, «ротация», а авторские тематические программы или рубрики; часть таких программ вели сами ведущие эфира, часть — приглашённые авторы, которых в основном тоже приглашали ведущие (и работали с этими авторами в качестве редакторов). Музыкальный поток, «ротация», присутствовал только в утренних сегментах — с 07:00 до 10:00; затем три часа шёл дневной эфир, состоявший в основном из разговорных программ.
Ведущим эфирного дня субботы (в период 1996-97 — с 16:00 до 23:00) был Константин Волков (эфирный псевдоним вашего покорного слуги, Кирилла Мошкова, ныне главного редактора «Джаз.Ру», а в описываемый период — редактора джазовых новостей информационного агентства InterMedia). Не все программы были музыкальными. Задолго до эры аудиокниг на
«Радио РаКурс» практиковались литературные радио-чтения; была такая
рубрика и у меня. «Вечерние сказки», заменив в субботнем слоте
23:00 - 23:30 «Литературные чтения» Сергея Галямина, выходили на «РаКурсе»
в получасовом формате с 14 января по 30 декабря 1995, когда в
связи с сокращением вечернего вещания (вместо 01:00 оно стало
заканчиваться сначала в полночь, а с начала января 1996 - в 23:00) на
них не осталось места в сетке. «Сказки» (как правило, рассказы русских
или - намного реже - зарубежных писателей) читал ведущий Константин
Волков. Часть выпусков «Сказок» записывалась на аудиокассеты заранее, в домашней студии, чтобы сэкономить силы ведущего в прямом эфире; изредка выпуски записывались в ходе прямого эфира «на повтор» (для использования в период отпуска ведущего). К сожалению, оцифровано совсем немного «Сказок»: только те, что сохранились на кассетах. Есть ещё несколько выпусков, которые были записаны в прямом эфире или заранее, в студии доэфирной подготовки радиостанции, на магнитную ленту, хранящуюся ныне в рулонах, со скоростью 19 см/с. Пока что оцифрованы только два из них.
программа
«Вечерние сказки» от одной из суббот сентября 1995 г. Выпуск
сохранился в неожиданно неплохом качестве (оцифрован с магнитной ленты
на 19 см/с, только, к сожалению, запись в оригинале делалась на "срезки"
- плёнку, склеенную из нескольких больших отрезков, оставшихся после
монтажа других материалов, - поэтому время от времени слышны досадные
стыки). Константин Волков читает рассказ Николая Семёновича Лескова
"Чертогон" (1879).
программа
«Вечерние сказки» от 29 июля 1995 г. Ещё один сохранившийся в
хорошем качестве выпуск (оцифрован с магнитной ленты на 19 см/с, только,
к сожалению, запись в оригинале делалась на "срезки" - плёнку, склеенную
из нескольких больших отрезков, оставшихся после монтажа других
материалов, - поэтому время от времени слышны досадные стыки).
Константин Волков читает рассказ фантаста Кима Волошина «Дживз,
поезжайте!» (1992; на самом деле нетрудно догадаться, что и автор
рассказа, и чтец - одно и то же лицо, Кирилл Мошков; под настоящим
именем автора рассказ
доступен в Библиотеке Мошкова).
программа
«Вечерние сказки» от 2 марта 1996 г. Единственный из поздних,
10-минутных выпусков, сохранившийся на кассете и оцифрованный.
Интересно, что, судя по некоторым признакам, собственно чтение рассказа
было предварительно записано на кассету невысокого качества (диктофон?),
а затем замиксовано с заставками и подложками в режиме прямого эфира
(подложки и заставки звучат студийно, а когда начинает звучать голос -
слышно шипение не очень качественной кассеты). Не припомню, чтобы делал
так в другие разы: «Сказки» либо полностью записывались в домашней
студии или в студии подготовки программ на радиостанции, вместе с
музыкой и шумами, либо полностью читались живьём в студии в режиме
прямого эфира. Константин Волков читает рассказ Аркадия Аверченко
«Данные для успеха» (из сборника «Записки театральной крысы»,
1915). Первые «Сказки» начали выходить ещё без помпезного джингла, слышного в более поздних выпусках; я начитывал их в домашней студии, а потом приносил на «РаКурс» аудиокассету и использовал те полчаса, что эта кассета воспроизводилась в эфир, для отдыха перед часовым выполнением ночных заявок (в то время это делалось с полуночи до часу ночи, когда передатчик отрубался). То ли 12, то ли 13 суббот, с середины января по середину апреля 1995 года, я читал, одну получасовую серию за другой, роман Фазиля Искандера «Кролики и удавы» (1973). На настоящее время в архиве найдено и оцифровано четыре серии «Кроликов и удавов»: 1, 2, 5 и 6.
программа
«Вечерние сказки» от 14 января 1995 г. Ведущий Константин Волков
читает роман Фазиля Искандера «Кролики и удавы» (1973). Серия 1
программа
«Вечерние сказки» от 14 января 1995 г. Ведущий Константин Волков
читает роман Фазиля Искандера «Кролики и удавы» (1973). Серия 2
программа
«Вечерние сказки» от 14 января 1995 г. Ведущий Константин Волков
читает роман Фазиля Искандера «Кролики и удавы» (1973). Серия 5
программа
«Вечерние сказки» от 14 января 1995 г. Ведущий Константин Волков
читает роман Фазиля Искандера «Кролики и удавы» (1973). Серия 6
|