Уважаемые читатели!
Напоминаю, что исключительные авторские и смежные права на размещенные
здесь тексты принадлежат их автору - Кириллу Мошкову. Любое
воспроизведение этих текстов где бы то ни было (интернет, печать,
радиовещание и т.п.) возможно только и исключительно с письменного
разрешения автора.
Если у ссылки не указано издание-публикатор, то это публикация журнала «Джаз.Ру»
«Russian Jazz Historiography: To Preserve, To Research, To Spread The
Word» (на английском языке) вышла в составесборника
«Искусствоведение в контексте других наук в современном мире: Параллели
и взаимодействия: сборник трудов Международной научной конференции» /
Российская государственная библиотека ; ред.-сост. Г.Р. Консон. —
Москва: Информационно-издательский дом <Филинъ>, 2020. — 994 с. ISBN
978-5-9216-0264-9
Полный текст сборника (включая статью Кирилла Мошкова) в
PDF
Идиоматика, неидиоматика, полидиоматика: джаз XXI века в системе
видов импровизационной музыки. Стр. 37-45 в сборнике «Массовая
музыка и джазовое исполнительство в современной культуре: сборник трудов
международной научно-практической конференции. Краснодар, 30–31 марта
2016 года». Издательский дом - Юг (Краснодар), 2016. — 162 с. ISBN:
978-5-91718-454-8
Полный текст сборника (включая статью Кирилла Мошкова) в
PDF
Trumpeter Andrei Tovmasyan: American Jazz, Russian Way
- доклад на конференции Jazz Utopia: 4th
Rhythm Changes international conference in jazz, Birmingham University,
2016 (Бирмингем, Великобритания), заочное
выступление текст доклада на
Academia.edu видеозапись
доклада с вмонтированными в неё аудио- и видеофрагаментами записей
трубача Андрея Товмасяна (1942-2014)
"Советский
джаз: хронология" (для приложения к журналу Time
Out Moscow, май 2007) - основные вехи в истории джаза на российской
земле, 1922-1991. Изложено в популярной, общепонятной форме :)
"Класс
про джаз для эстонских журналистов" (газета "Re:Акция,
май 2006) - о фестивале JazzKaar в Таллинне и о
мастер-классе для молодых джазовых журналистов Эстонии, который автор
(совместно с Анной Филипьевой) провел в рамках фестиваля.
"Советский
джаз и Свобода" (газета "Re:Акция, март
2006) - о сенсационной находке: выпущен альбом, на котором звезды
американского джаза начала 1960-х играют нелегально вывезенную из СССР
музыку советских джазменов.
"За
что в Moscow любят русских" (газета
"Re:Акция",
декабрь 2005) - о стажировке российских музыкантов в Университете
Айдахо и их выступлении на Фестивале Лайонела Хэмптона
"Джаз
пока не начался" (газета "Re:Акция",
сентябрь 2005) - о том, могут ли музыканты из России играть джаз на
мировом уровне или им что-то мешает
Неформатные изыскания малой формы в блоге Кирилла Мошкова:
Про "Распоряжение Рейхсмюзикфюрера"
и прочие игры ума Если коротко, то широко разошедшийся по сети текст "Распоряжения
Рейхсмюзикфюрера Министерства культуры III Рейха" от 1933 г., якобы
регламентирующего исполнение "так называемой джазовой музыки" в Германии
- это фейк. Разбираемся, что это за текст и откуда...>>>>
Случайно рылся в интернетах: мультики про битлов (Beatles Cartoons)
О существовании этого культурного феномена, Beatles Cartoons, я,
признаться, знал довольно мало. А ведь существовали ДЕСЯТКИ
короткометражных мультфильмов на песни The Beatles - предназначенных
явно для детской, скорее всего младшей школьной, аудитории...>>>>
Два музыкальных номера к Дню Российского джаза
Официально сегодня (1 октября 2015. -- КМ) только Международный День
музыки. Неофициально же сегодня - День Российского джаза, потому что
именно 1 октября 1922 года в Москве впервые состоялся джазовый концерт.
Первую запись советского джаза от ранних опытов Валентина Парнаха
отделяет шесть лет. Характерно, что советские джазмены играют в ней
пьесу американского автора Винсента Юманса "Аллилуйя"...>>>>
Музыкальные термины. Полезные ссылки
Кто помнит - в конце 90-х половина русского интернета состояла из ссылок
на полезные сайты. Оно и понятно, толковых поисковых машин с
ранжированием результатов поиска было ещё мало, и пользоваться ими умели
не все.
Однако практика показывает, что аннотированные ссылки на полезные
ресурсы нужны и сейчас. Вот пример: только что позвонила одна из наших
новых многообещающих авторов с вопросом "Где брать правильные толкования
музыкальных терминов: что такое соло, импровизация, штрих и т.п. -
понимать-то, мол, я это понимаю, но бывает нужно правильное научное
определение!"...>>>>
"Последнее воскресенье", "Утомлённое солнце" и иже с ними
Очертания непростой международной судьбы польского мегахита второй
половины 1930-х "To ostatnia niedziela" ("Последнее воскресенье"),
который в русскоговорящей среде известен как "Утомлённое солнце". Между
прочим, знали ли вы, что кроме этой - безусловно, самой популярной -
русской версии польской песни композитора Ежи Петерсбурского (Юрия
Петербургского, как его называли в период жизни в СССР, или Хорхе
Петерсбурски, как его звали позднее в Аргентине), есть ещё как минимум
две с совершенно другим текстом...>>>>
"Дядя Эля"/ "Дер ребе Элимелех"/ "Старый дедушка Коль был весёлый
король": ...звезда "советского джаза" Леонид Утёсов поёт песенку
"Дядя Эля", запись сделана в августе 1940. Немного о корнях этой
замечательной миниатюры. Как многое у Утёсова, пьеса подписана
"отечественными" именами: Пустыльник-Полонская. На самом деле, как и
многие другие утёсовские хиты, песня "цельнотянутая": это почти
дословный перевод еврейской песенки "Дер ребе Элимелех", основанной на
стихотворении Моше Надира...>>>>
"The
Beat Goes On": ...в исполнении семейного дуэта Сонни Боно с его
второй женой Шерилин Саркисян (Sonny & Cher) песня вошла в десятку самых
популярных в США за 1967 год.
И в том же году со своим биг-бэндом её записал великий джазовый
барабанщик Бадди Рич - человек, который стоит практически за всеми
известными проявлениями виртуозности в современных стилях игры на
ударной установке. В тогдашнем его оркестре играли будущие звёзды -
например, на альт-саксофоне был Эрни Уоттс, а в секции труб работали
Бобби Шу и Чак Финдли. Но главным открытием этого концертного альбома,
записанного на концертах в Калифорнии, была 12-летняя дочка Бадди - Кэти
Рич...
>>>>
Великая соул-певица Арета Франклин
Я читал о ней ещё в подростковом возрасте, но впервые услышал, как это
ни странно, по советскому телевидению, где году в 1987-м внезапно, без
объяснения контекста, в какой-то развлекательной программе (уж не во
"Взгляде" ли?) показали вот этот кусочек из фильма "The Blues Brothers"
- о существовании которого я ещё не подозревал и поэтому принял антураж
кинофрагмента за микросюжет музыкального видеоклипа... вполне, впрочем,
самодостаточный...>>>>
"Звезду Голливуда на самом деле звали Юлий Борисович Бринер..."
Думаете, что вы всё уже видели? А вот вам такое. Я слышал записи этого
дуэта в ночных эфирах на средних волнах в самом начале 90-х, но не
подозревал, что существует и видеосъёмка.
Юл Бриннер (король Сиама в фильме "Король и я", за который он получил
"Оскара" в 1957 г., Рамзес II в "Десяти заповедях" и - самая известная в
нашей культуре его роль - ганслингер Крис Адамс в "Великолепной
семёрке") и Алёша Димитриевич вместе поют цыганскую песню на условно
русском языке, 1967...>>>>
Немного
do-it-yourself. Из истории электронной музыки
Был в Англии такой Джо Мик (Joe Meek, дословно "Джо Кроткий"). Родом из
Глостершира, в начале 1962 года он жил в крохотной квартирке на третьем
этаже над магазином кожаных изделий в Лондоне (район Айлингтон). Бывшему
армейскому радарному технику и гражданскому электрику к тому моменту
было уже 33 года. Он уже несколько лет работал как продюсер
звукозаписей, и многие спродюсированные им на профессиональных студиях
пластинки имели успех, но ещё Джо Мик очень любил экспериментировать со
звукозаписью у себя дома...>>>>
Конечно, все знают "Mack The Knife" - как определяют это юные
адепты поп-культурки, "песню Луи Армстронга". На самом деле Луи
Армстронг - только исполнитель песенки, причём далеко не единственный.
Мало того, это даже не песенка. Это "зонг" (нем. Song) из зонг-оперы
композитора Курта Вайля и поэта Бертольта Брехта...>>>>
Небольшое музыкальное расследование. Вот так и работаем
Звонит мне Игорь Кантюков, прославленный советский композитор и
аранжировщик, а вообще-то джазовый контрабасист, в последние годы -
руководитель биг-бэнда "Орфей" [...]
- Помните, - говорит Игорь Васильевич, - год назад вы вели в Доме музыки
концерт нашего оркестра с программой аранжировок Анатолия Кальварского?
Сейчас наша радиостанция ("Орфей" - единственный в Московском регионе
радиоканал академической музыки. - КМ) решила издать запись этого
концерта, а там есть тема Коула Портера "Португальские прачки", и они
нигде не могут её найти, чтобы очистить авторские права...>>>>
Джаз может быть сатирическим...
"Настоящие послы" (The Real Ambassadors) - сатирический мюзикл на музыку
Дейва Брубека, посвящённый феномену "джазовых послов" - программе
использования гастролей джазовых музыкантов для государственной
пропаганды США в 1950-70-е гг...>>>>
American Folk Blues Festival
Потрясающее было время в музыке - 60-е годы. У меня чем дальше, тем
отчётливее вырисовывается концепция 60-х годов ХХ века (точнее, периода
примерно с 1955 по 1969 год) как своего рода Achsenzeit,
ясперсовского "осевого времени", в истории музыки. И было в этот период
одно явление, с которым мы мало знакомы - потому, что его место в наших
представлениях о музыке заняли те, кто сам был этим явлением порождён.
American Folk Blues Festival, колесивший по Европе с 1962 по 1970
год...>>>>
История вокруг песни "Rock Island Line".
Читаю "Escaping
the Delta" Илайджи Уолда - набираюсь ума-разума к написанию следующей книги, которая будет называться, по всей видимости, "Чёрная
музыка. Корни и ветви". Хорошо знакомые со времён работы над книгой "Блюз.
Введение в историю" факты то и дело вдруг сплетаются неожиданными клубками, представляя, казалось бы, насквозь осознанные истории в новом, часто неожиданном
свете. Вот пример...>>>>
Уважаемые господа!
Напоминаю, что исключительные авторские и смежные права на размещенные
здесь тексты принадлежат их автору - Кириллу Мошкову. Любое
воспроизведение этих текстов где бы то ни было (интернет, печать,
радиовещание и т.п.) возможно только и исключительно с письменного
разрешения автора.