Материалы, опубликованные в газете NEW HOT ROCK, 1994-1995 (газета ежемесячно выходила в издательском доме ОГОНЕК, ее главным редактором был нынешний ответсек "Огонька" Сергей Козицкий. Автор сотрудничал с "Нью Хот Роком" с лета 1994 г. по начало 1996 г., после чего газета прекратила свое существование - автор надеется, что не в результате нашего сотрудничества!) ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПРИХОДИТ СНИЗУ Если перелистать советские газеты времен перестройки, вернее, их посвященные культуре страницы, то на каждой второй найдутся удручающе упорные стоны: у нас, мол, отсутствует инфраструктура. То есть всякому понятно было, что прежняя - государственно-монопольная - инфраструктура культуры рухнула бесповоротно и невосстановимо. Но никто из уважаемых гг. специалистов, и тогда уже ратовавших за здоровый рыночный элемент и, страшно сказать, за шоу-бизнес, не представлял себе, какой может быть альтернатива прежним порядкам. "Надо создать механизм", "необходимы решения", "министерство культуры в новых условиях должно стать..." - привычные заклинания: вот решим и создадим, Москва прикажет, и вся страна дружно...вот приедет барин... Практика показала, что "сверху" ничего жизнеспособного создать нельзя. То есть создать можно, но оно быстро дохнет. Когда в 1992 году со скромного кафе в Отрадном началось развитие московских рок-клубов, планировал ли кто "сверху", что за следующие три года в столице сами собой поочередно откроются, закроются и опять откроются несколько десятков регулярно действующих рокенрольных концертных точек? Принимало ли Министерство культуры или хотя бы Управление культуры при Мосгорисполкоме решение о создании в Москве сети дорогих ночных клубов (типа "Манхэттен Экспресс", "Арлекино", "Пилота")? (А представляете, как здорово было бы: Управление ночных клубов, притонов и забегаловок при Москультторге...) Кто и как теперь планирует трудоустройство молодых музыкантов, хотя бы только выпускников государственных музучилищ?.. Нет, рыночные реалии оказались совсем не такими, как виделось. Рынок - стихия, особенно если он в диком состоянии, как у нас. Стихия опасна, она пачками топит мелкие лодки и треплет большие корабли, но может внезапно вынести к берегам какого-нибудь Эльдорадо. Течения и ветры непредстказуемы, но, попав в них, их можно использовать. Непомерная арендная плата душит мелкие рок-кулубы, куда ходит малоимущая интеллектуальная молодежь ("Улица Радио", "Не бей копытом", "Бункер"...)? Наоткрывавшиеся было клубы умирают один за другим или, в лучшем случае, месяцами мыкаются в неприспособленных помещениях? И кажется, что вместе с ними задохнется и молодая некоммерческая рок-музыка, в недрах которой рождается то, что станет самой коммерческой музыкой пять-семь лет спустя. Но открываются другие клубы, более специализированнные; более дорогие заведения время от времени или даже вполне регулярно начинают пускать к себе поиграть молодых-талантливых; возникают возможности издать свои записи на размножившихся (опять-таки "снизу", в порядке частной инициативы) фирмах грамзаписи или по крайней мере поучаствовать в сборниках; да еще открываются пути ранее невиданные - можно отыграть "живой" концерт в прямом эфире какой-нибудь радиостанции, прямо как на Западе (в Москве этим уже полтора года занимается "Радио Ракурс", да и "Радио Панорама" до своей безвременной кончины тоже несколько месяцев практиковало это дело), а то и на телевидении (телекомпания "Свежий Ветер" - сначала канал "Доброе Утро" на ТВ-5, а теперь "Подъем!" на ОРТ). Отметим, что на Западе в половине альбомов более или менее независимых музыкантов встречаются треки, записанные во время живых концертов в эфире. У нас тоже появилась подобная практика - например, CD барда Сергея Канашенко "Время Дождя" (1994) записан во время живого эфирного концерта на "Ракурсе". И это не единичный пример. Вы получили музыкальное образование, вы неплохой импровизатор и знаете современный джаз; куда вам податься? Несколько лет назад сей вопрос нешуточным образом мучил большинство выпускников московских музыкальных учебных заведений. Приняло ли наше нынешнее Министерство культуры решение об их участи? Нет: множащиеся клубно-ресторанные площадки сами стали нанимать музыкантов, чтобы клиентов развлекал не CD-плейер, а, скажем, живой джаз. Больше того, одно за другим стали возникать - совсем свежая новость - музыкальные агентства. Что это такое? Если вы музыкант, хороший, но безработный, вам подберут состав, где не хватает именно вашего инструмента, скажут - в пятницу вы играете там-то, в воскресенье - там-то...и денег заплатят. Правда, на Западе услуги агентства стоят 10-15% от вашего гонорара, а у нас - все 25, ну так у нас же инфляция...Если вы - владелец клуба, вам подберут составы на каждый вечер сообразно с вашими запросами. Причем возникающие агентства специализированы: джазовые (например, "YMS", поставляющее джазменов весьма высокого уровня для дюжины клубных точек), блюзовые ("L.O.Entertainment")...А если вы, джазист, помимо того, что хорошо играете стандарты, еще и свою музыку пишете? Как ее протолкнуть? Пока сложно, но вот, например, с ноября "Ракурс" к еженедельным живым рок-концертам в эфире добавило еженедельные же джазовые...Там собственный репертуар даже приветствуется. Да, конечно, специализированных радиостанций пока - раз-два и обчелся. Но учтите, что в США первая негосударственная радиостанция появилась в 1922 году, а у нас - в 1990-м. Да, клубов и концертных площадок даже в Москве - около полусотни, а в Лондоне - больше четырехсот. Ну так там частные клубы существуют десятилетиями, а у нас первые появились три года назад. Да, конечно, нормальный тираж CD для группы средней известности - 500-1000 экземпляров. Ну так и CD-плейеров в России пока раз в пятьсот меньше, чем, скажем, во Франции. Факт, что единственной действительно созидательной силой пока оказывается наш дикий капитализм "в стадии первоначального накопления". Все, что десятилетиями держалось усилием воли "сверху" - с облегчением рухнуло, едва пало формообразовывавшее государство. Все, что рождается теперь, рождается "снизу" - в гримасах, корчах, поту и муках, но рождается. Надеюсь, что наши внуки дождутся приемлемых результатов. © Кирилл Мошков, 1995 |
Уважаемые господа! |