www.moshkow.net
на главную
ENGLISH

текущие проекты:
портал jazz.ru
журнал «джаз.ру»
книжные публикации и проекты:
- 2023: фундаментальный труд «джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022» (бумажное издание)
- 2018: цифровой релиз фантастического романа в двух томах "операция «специальная доставка»" / "миссия «опасные материалы"»
- цифровой релиз повести о молодых музыкантах 80-х «кривые дорожки» (2015)
- книга "блюз. введение в историю" - первое издание 2010, в продаже 6-е издание (2022)
- книга "индустрия джаза в америке. 21 век" (2013)
- двухтомник "российский джаз" (2012)
- двухтомное переиздание книги "великие люди джаза"! - 5-е издание (2022)
- вся фантастика кирилла мошкова (sci fi)
- все книжные проекты non-fiction
"слушать здесь": jazz podcast
russian jazz podcast in english
cyril moshkow @ youtube: видеоканал кирилла мошкова (оригинальные съёмки российского джаза)
архивы - материалы о музыке:
статьи, обзоры, интервью, репортажи с 1996
new неформатные музыковедческие изыскания малой формы 2005-2018
рецензии (джаз, блюз, world beat) с 1997
new лекции о музыке с 2013
архивы - фото:
фотоархив кирилла мошкова
архивы -  радио:
радиоархивы кирилла мошкова: станции, программы, записи, подкасты
архив радиопрограммы "джем-клуб" (1996-97)
архив радиопрограммы "академический час джаза" (1994-97)
архив радиопрограммы "сплавы" (1996-97)
архив радиопрограммы "вечерняя сказка" (1994-96)
другие ресурсы:
персональное:
биография
резюме, если что (англ. и рус.)
cyril moshkow @ linkedin
cyril moshkow @ allaboutjazz.com
личный фотоальбом
группа "секретный ужин" (1987-1997, 2016-2017)
 интерактив
дневник кирилла мошкова в "живом журнале"
страница вконтакте

Rambler's Top100

Cyril Moshkow,
1997-2023
© design, content, photos
hosted by REG.RU

 

Кирилл Мошков - РАДИОВЕЩАНИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

текст был подготовлен в 1997 г. в качестве учебного пособия для Школы юного журналиста факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, где автор преподавал "введение в радиовещание" с 1994 по 1998 г. В настоящее время автор преподает в ШЮЖе другую специальность (введение в музыкальную журналистику), поэтому новой редакции пособия по радиовещанию не предвидится. Автор честно предупреждает, что пособие устарело, и настоятельно рекомендует относиться к тексту с осторожностью, учитывая, что он отражает ушедшую реальность середины 90-х гг. прошлого века. Воспроизведение настоящего текста где бы то ни было, тем не менее, без письменного разрешения автора не разрешается. 

Глава 4. РАДИОВЕЩАНИЕ В РОССИИ СЕГОДНЯ
ВНИМАНИЕ! ЭТО УЖЕ НЕ СЕГОДНЯ, ЭТО ПОЗАВЧЕРА!

(текст был подготовлен для "Российского музыкального ежегодника" 1997/98, изданного информационным агентством InterMedia)

Закономерности развития музыкального радиовещания в России в 1997 году в целом продолжали тенденции года 1996. Как и предполагалось (в том числе в аналогичной статье в "РМЕ-96/97"), в столице количественный рост затормозился, но в целом по России продолжался, в первую очередь за счет открытия новых и расширения уже существующих вещательных структур в региональных центрах (только по состоянию на февраль 1997 г. по России Федеральной службой по телевидению и радиовещанию было выдано свыше 1840 лицензий на вещание - впрочем, в эту сумму входят и телевизионные лицензии, и те, которые не были реализованы или срок действия которых истек). Продолжалось и количественное развитие спутниковых сетей - число региональных филиалов таких станций, как "Европа плюс" или "Радио России - Nostalgie" перевалило за 70. Что же до качественных изменений, то в коммерческом вещании продолжалось усиление роли программируемости эфира как средства четкого соблюдения выбранного формата вещания (и, соответственно, удержания ориентированной на этот формат аудитории). И, наконец, как и ожидалось, произошли организационные и качественные изменения в структуре и деятельности государственных радиоканалов (хотя и менее радикальные, чем это можно было предположить в начале прошлого года). Впрочем, начнем по порядку. Относительно количественного роста. В Москве техническая (и финансовая) сложность освоения новых частот в верхнем (так называемом FM) диапазоне ультракоротких волн оказалась столь велика, что в чрезвычайно коммерчески привлекательном диапазоне в московском регионе не появилось ни одной новой станции. Единственные две новые частоты, которые заработали в диапазоне FM в 1997 г. - 91,0 и 91,4 (впоследствии замененная на 90,6), принадлежали соответственно "Эху Москвы" и "Авторадио", то есть очень давно работающим станциям, и были выделены им еще по решению лицензионной комиссии ФСТР от 22.12.1995. Поэтому столичный рынок FM-вещания практически не развивался количественно (станций по-прежнему 18), чего нельзя сказать об FM-рынках других регионов. В Санкт-Петербурге число FM-станций стало сопоставимым с Москвой; в нескольких десятках региональных центров в FM-диапазоне работает уже более чем по одной станции, а в тех регионах, где развитие этого диапазона технически затруднено, бурно развивается рынок УКВ-вещания. В среднем областном городе Европейской части России с населением 300-700.000 человек сейчас работает от 2 до 7 станций в диапазонах FM и УКВ, что по крайней мере вдвое, а местами и во много раз больше, нежели еще два года назад. Тем не менее наиболее быстро растущий сегмент провинциального рынка - сетевой, то есть филиалы спутниковых станций (см. ниже). Такая разница между Москвой и провинцией вызвана тем, что в московском регионе "советский" (100-108 МГц) участок диапазона FM, "распечатанный" еще в 1991 г. (напомним, что ранее на территории СССР частоты этого диапазона использовались спецслужбами и силовыми структурами, и вещание на ультракоротких волнах велось только в диапазоне 66-74 МГц), практически полностью занят (16 передатчиков с шагом между частотами 0,4 - 0,5 МГц). Таким образом, проблема количественного роста может быть решена двумя путями: либо выделением частот в диапазоне 88-100 МГц, либо полной перенарезкой существующей эфирной карты с уменьшением шага между частотами до принятых на Западе 0,2 МГц. Второй путь чрезвычайно дорог и неудобен, хотя когда-то этот шаг все равно придется сделать. Первый путь оказался предпочтительнее, и первые частоты ниже 100 МГц заработали уже 28.04.97, но дальнейшее расширение вещания в этой части диапазона затруднено тем, что здесь же находятся частоты телеканалов (например, 5-го частотного канала на 94,25 МГц). Что же до провинции, то там участки 100-108 МГц еще только начинают заполняться, и большинству регионов еще много лет предстоит период экстенсивного развития, когда ограничения будут зависеть не от количества наличных частот, а от количества передатчиков местного радиоцентра. Мимоходом (поскольку об этой проблеме говорят столько, сколько существует негосударственное вещание) отметим, что кардинальная проблема российского негосударственного радиовещания до сих пор не решена: до сих пор подавляющее большинство технических средств распространения радиосигнала (в эфире ли, по проводам ли) принадлежит государству в лице Министерства связи или же его дочерних коммерческих структур. Это означает, что любая "радиостанция" таковой в полной мере не является: она только изготовляет радиосигнал (иногда, кстати, также на арендованном у государства оборудовании), а распространяет этот сигнал арендованный у государства передатчик. Теоретически, по закону, возможна ситуация, когда радиостанция приобретает передатчик, лицензирует его в Министерстве связи и вещает сама. На практике в Московском регионе попытки такого рода не увенчивались успехом. Например, ни "Свободной Москве", смонтировавшей передатчик в гигантской дымоотводной трубе в районе Преображенской площади, ни, скажем, "Ракурсу", взгромоздившему FM-передатчик на крышу ЦНИИЧермета на Бауманской улице, так и не удалось лицензировать и запустить свои техсредства. Объясняется сие по-бытовому просто: вряд ли монополист - Министерство связи и его структуры, имея возможность брать монопольно высокую (иногда превышающую зарубежную в 3, 5, 10 раз) арендную плату за свои передатчики, добровольно лицензирует работу стороннего передатчика, чтобы не получать с него ни гроша. Но продолжим о количественном росте. Изрядная доля роста пришлась в минувшем году на развитие спутниковых сетей. Помимо чемпионов - "Радио России - Nostalgie" и "Европы плюс", чьи филиалы (свыше 70 у Nostalgie и свыше 90 у "Европы") работают уже и за пределами России (Эстония, Армения...) достаточно мощные (и растущие) сети имеют "Русское радио", "Радио 101", "Радио Рокс", "Эхо Москвы"; внемосковские передатчики есть у "Радио Максимум", "Надежды", "Авторадио" и др., о создании собственной сети заявило "Радио НСН" (бывший "Престиж"). Единственная спутниковая сеть, головная станция которой находится не в Москве - санкт-петербургский "Модерн", работающий в Краснодаре, Архангельске, Туле, Петрозаводске, Перми, Новогороде, Омске, Мурманске и Челябинске (попытка закрепиться в Москве хотя бы в диапазоне УКВ "Модерну" пока не удавалась больше чем на несколько недель). Относительно дешевая (по сравнению, скажем, с радиорелейной передачей сигнала) спутниковая технология позволяет не только создавать разветвленную сеть ретрансляции сигнала головной станции; значительная часть местных филиалов ведет и собственное вещание - от полутора до 6 и даже более часов в сутки, в зависимости от местных возможностей. Кроме того, регионам выгодна именно такая форма организации вещания, поскольку создание сетевого филиала куда дешевле, чем организация вещания "с нуля". Отношения филиалов и головных станций строятся по различным схемам. Например, отношения "Европы +" с филиалами достаточно жестки - первоначально головная станция допускала только включения местной рекламы и "приветов радиослушателей", затем были разрешены местные авторские программы, которые все равно утверждаются головной станцией после придирчивой проверки на предмет соответствия формату всей сети в целом. Напротив, "Радио 101" допускает гораздо более широкие полномочия филиалов, которые могут ретранслировать столько вещания головной станции, сколько хотят (например, только ночные эфиры, или весь эфир круглосуточно - смотря сколько филиал может перекрыть собственным вещанием). "Русское радио" допускает выход в эфир филиалов авторских программ и программ по заявкам; кроме того, "Русское радио" создает и "дочерние структуры" - например, в Санкт-Петербурге с декабря 1997 г. работает радиостанция "Петроград - Русский шансон", учредители которого - компания "Норд лайн" и "Русское радио": эта радиостанция передает исключительно "блатную" музыку, обычно иносказательно именуемую "русским шансоном". На должность программного директора этой станции из Москвы была приглашена одна из звезд московского "Русского радио" - Вадим Гусев. Санкт-петербургский филиал "Русского радио" и "Петроград - Русский шансон" организационно объединены в "Объединенную дирекцию русских каналов Санкт-Петербурга".

Разговор был бы неполным без анализа положения дел в других диапазонах, кроме FM. В московском регионе в диапазоне УКВ значительных изменений не произошло, за исключением того, что достаточно своеобразная некоммерческая "Субстанция" , на которую при ее создании в начале года перешла вся "экспериментально-авангардно-альтернативная" часть "Станции 106,8 FM" плюс приглашенные супер-имена вроде Дмитрия Ухова, летом приказала долго жить, и на ее частоте возник УКВ-дубль "Русского радио". В диапазоне СВ продолжали работать и даже вновь возникать различные станции разговорного формата - более или менее информационные ("РИА-радио", "Моя волна", "Резонанс", "Народная волна"), религиозные ("Кришна Лока", "Центр", "Христианский Церковно-общественный канал") и менее определенные, но все равно разговорные ("Армянское радио", "Садко", "Народное радио"). Продолжалась также ретрансляция зарубежного иновещания (ВВС, RFI, "Свобода", "Немецкая волна"...). Лидерами диапазона среди разговорных информационных станций оставались "Эхо Москвы" и "Свобода", среди музыкальных - "Ракурс". Впрочем, "Эхо" с 1 января 1998 г. прекратило дублировать свои программы на СВ в связи с тем, что по закону нельзя иметь более двух частот в одном регионе (а у "Эха" теперь есть УКВ и FM). "Ракурс" же также с 1 января замолчал по куда более прозаическим причинам - у учредителей кончились деньги. Насколько известно автору, усилия "Ракурса" заработать вновь с другим финансированием не увенчались успехом, хотя по состоянию на 1 апреля станция еще не числилась закрытой и эстетствующая молодежь все еще сохраняла шанс вновь услышать программы об этнической музыке, авангарде, джазе и т.п., а также джазовые и рок-концерты в прямом эфире, то есть то, чем эта радиостанция славилась. В целом нельзя не признать, что диапазон СВ все еще не сформировался как специфический сегмент рынка: у начинающих работать в нем вещателей куда меньше понимания специфики своего диапазона, чем у тех, кто работает на FM. Часто (и небезосновательно!) кажется, что многие станции работают на СВ только из соображений дешевизны и трудностей борьбы за FM - лицензию. Пожалуй, более или менее сформированной СВ-концепцией в диапазоне обладают только "РИА-радио", "Кришна Лока" и "Ракурс" (который, тем не менее, вполне забавно бы слушался и на FM, удайся его руководству пробить лицензию на бесполезно простаивавший на крыше FM-передатчик). Такая ситуация связана в первую очередь с тем, что бурное количественное развитие вещания все еще не исчерпало возможности FM-диапазона и, соответственно, не вызвало к жизни необходимость "выжимать" возможности прибыльного или хотя бы коммерчески потенциально привлекательного вещания в других диапазонах, прежде всего на СВ, как это произошло в США уже в 80-е гг. В диапазоне длинных волн (ДВ) по-прежнему звучат только дубли государственных станций, что связано с поистине космической стоимостью работы мощных, пробивающих сигнал на тысячи километров ДВ-передатчиков. Наконец, еще один тип вещания - вещание в Internet - хотя и не дал бурного роста, но продолжался. Радиостанции, работавшие в Internet, продолжали работать, а многие делали и новые шаги - так, "Радио 101" одним из первых в России стало работать в Сети в цифровом стереозвуке. Сравнительно быстрое развитие Сети в России (сравнение разных данных уже сейчас дает число пользователей от 0,5 до 1 миллиона по стране, а рост их количества, невзирая ни на что, за год составил десятки процентов) говорит о том, что те станции, которые недооценивают роль Internet в самом ближайшем (2-3 года) будущем и тем более в перспективе 3-5 лет, рискуют остаться за бортом в самом динамично растущем секторе человеческой деятельности последних лет. Увы, первые заработавшие в Internet чисто сетевые (то есть не имеющие эфирного вещания) русскоязычные радиостанции ("Русское Радио в Чикаго" и "Russian Web Radio") работают не из России. А работа радиостанции в Internet из "тешащего самолюбие факта" все более превращается в признак устремленности уже не в завтрашний, а в сегодняшний день, когда компьютер из сравнительно дорогой игрушки превращается в интегрированное рабочее место современного специалиста (слой которых стремительно увеличивается).

Немного о кадровых вопросах радиовещания. Из-за относительно небольшого, в сравнении с ведущими радиорегионами мира, количества вещателей радиодело пока остается делом довольно кастовым. Даже в Москве количество работающих в эфире людей, вычисляемое путем элементарных арифметических операций, весьма невелико - примерно 1200-1400 человек (как максимум!). При этом подготовка кадров для отрасли до сих пор осуществляется только кафедрой ТВ и РВ факультета журналистики МГУ; гораздо больше, чем специально подготовленных радиожурналистов, в отрасли работает актеров (многие из "звезд" коммерческого радиовещания имеют актерское прошлое - например, Ксения Стриж или Николай Фоменко) и даже людей с техническим (или каким угодно еще ) образованием. Что до информационного вещания, то здесь велик процент людей, в советские времена работавших на радио (точнее, на иновещании, которое при взгляде из дня сегодняшнего кажется неисчерпаемой кузницей кадров для нынешних СМИ). Как и за рубежом, весьма важную роль в отечественном вещании уже не первый год играет институт эфирных "звезд". Один-два популярных ведущих способны очень заметно поднять рейтинг станции, и их переход с частоты на частоту - достаточно значимое явление. Так, немалая доля успеха "Русского радио" принадлежит лауреату премии "Знак качества" по категории "Радиоведущий года" за 1996 г. Николаю Фоменко, запустившему помимо суперпопулярных "Русских гвоздей" еще одну программу - "Доброе утро, Вьетнам". Заметным явлением года стал переход 15 мая одной из самых популярных и раскрученных радиоведущих - Ксении Стриж - с "Европы плюс" на молодую "Классику" (причем переход сопровождался довольно скандальными событиями - поджогом квартиры звезды, угоном ее машины - впрочем, не получившими продолжения). Еще одна популярная ведущая "Европы" - Алла Волгина - также покинула эту станцию и перешла на "РДВ 105,2 FM". И на менее популярных станциях продолжались те же процессы: например, временное прекращение вещания "Рокса" вызвало моментальный переход на "Престиж" двух весьма качественных программ - "Джаз. Частная коллекция" Михаила Иконникова и "Назад во вселенную" Мартина Ландерса. Причем, когда вещание "Рокса" восстановилось, "Назад во вселенную" вернулось на частоту 103 FM и сейчас выходит четыре ночи в неделю, а вот "Частная коллекция" осталась на "Престиже" (ныне - "Радио НСН"), к формату которого подходит куда лучше. Статус Владимира Туза как наиболее популярного ведущего "Рокса" после возобновления вещания этой станции закономерно поднялся, что было зафиксировано назначением его в августе на должность генерального продюсера. Еще одна характерная тенденция - совмещение амплуа теле- и радиозвезды: так, еще в конце 1996 г. на "Максимум" пришла работать ведущей Тутта Ларсен, параллельно работавшая на "Biz-TV" (сейчас - на "Муз-ТВ"); тогда же на "Русском радио" возник "Золотой граммофон" - новый проект лидеров группы "Несчастный случай" Алексея Кортнева и Валдиса Пельша, причем оба продолжают и работу на ТВ (впрочем, в очень разных, так сказать, весовых категориях); совмещает радио- и теледеятельность Николай Фоменко. Есть и примеры ухода из радиовещания на ТВ: характерен, например, переход одного из ведущих утреннего шоу "Максимума" на телеканал СТС. Весьма примечательный момент - тот факт, что программы ветеранов жанра до сих пор оказываются весьма актуальными и современными: например, записываемые в Лондоне "Рок-посевы" отца русскоязычного музыкального радиовещания Севы Новгородцева (ВВС), некоторое время появлявшиеся в эфире "Радио 101", с сентября вышли на волне "Классики" (что следует рассматривать как серьезную удачу молодой станции). Здесь же стоило бы упомянуть 30-летие (!) программы Виктора Татарского "Встреча с песней", выходившей на двух государственных каналах - "Радио России" и "Радио 1"; хотя она и не имеет отношения к коммерческому вещанию, тем не менее ее жизнеспособность и популярность демонстрируют, что ее уникальный ведущий - еще один прародитель всего нынешнего популярного музыкального вещания - три десятилетия шел по очень верному пути.

Немаловажный факт - сохранение роли радиовещания как важного сегмента рекламного рынка. Доля радио на рекламном рынке в 1997 г. по-прежнему была значительно ниже, чем у ТВ и прессы - как и во всем мире - но значительно опережала такой, например, популярный вид рекламы, как direct mail (прямая рассылка). По оценке Экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, доля радио на рекламном рынке составила от 65 до 75 миллиона долларов США (из общего объема рынка в 1.770 - 1.870 миллионов долларов США), то есть примерно 3, 67% рынка. Кстати, здесь заметна любопытная тенденция. Если на рекламном рынке в целом доля Москвы составляет 73%, а регионов, соответственно, 27%, то в радиовещании все по-другому: доля Москвы - всего 61%, а 39% прибылей от рекламы на радио были получены в провинции.

Теперь о качественных изменениях. Наиболее значимой представляется ярко проявившаяся еще в 1996 г. тенденция к более жесткой, нежели раньше, форматной специализации коммерческих станций с целью удержания ориентированной на данный формат аудитории. Поскольку наиболее жесткая форматная специализация достигается путем программирования станции, то большинство столичных коммерческих станций пошли именно по этому пути. Даже "Радио 101", на протяжении шести с лишним лет своей истории как-то без полного программирования обходившееся, с 1 апреля 1998 г. переходит на эту систему. Программирование означает, что не сам ведущий (диджей) решает, какую музыку он сейчас поставит в эфир; за него это уже решил специальный ответственный работник (программный директор, музыкальный директор, музыкальный редактор - называться эта должность может по-разному), составивший плэйлист - список песен, которые должны прозвучать в течение ближайшего часа (суток, недели). Исторически плэйлисты первоначально возникли в американском коммерческом вещании с целью борьбы с "пэйолой" - практикой, когда диджеи ставили определенные песни в эфир за взятки от звукозаписывающих лейблов. В России же, проходящей всю 75-летнюю историю коммерческого радиовещания за какие-то семь-восемь лет, плэйлисты сразу обрели другое назначение - удержать станцию от размывания формата. Естественно, на некоммерческих станциях особенной нужды в этом нет- они как раз и привлекают своего немногочисленного, но верного слушателя значительной долей импровизации, эклектичностью своего музыкального стиля, опорой на авторский элемент - но для коммерческой работы, для захвата и удержания определенного сегмента рынка необходимо очень точное следование определенному (часто - весьма узкому) музыкальному формату.

Форматное самоопределение станций находится еще на зачаточной ступени - большинство отделывается самыми общими характеристиками или не дают определения своему формату. Связано это с тем, что отечественные теории радиовещания до сих пор отражают давно ушедшую реальность, и понятие формата в них мало разработано. Многие станции пытаются искать (и находят) определения для своего формата (и формата конкурентов), проводя аналогии с американским или европейским радиовещанием. В случае с Европой аналогии еще более или менее можно провести ("Европа Плюс" - Europe Hit Radio / Adult Contemporary, "Радио 101" - Adult Oriented Rock, "Радио 7 - На семи холмах" - Hot Adult Contemporary и т.п.), но американская форматная система оказывается слишком далека от нашей. И в самом деле, есть ли в России хоть одна станция формата Country? Или Urban? Или Trad Jazz? Вопросы, конечно, риторические... В реальности отчетливо выделяются по крайней мере следующие форматы музыкального вещания, которые можно с уверенностью назвать специфическими для российского радиовещания:

хит-радио (варианты: аналоги CHR, EHR и т.п.) - текущая популярная музыкальная культура с опорой на текущие зарубежные и/или отечественные хит-парады

национальное хит-радио - национальная популярная музыка

танцевальное радио - популярная танцевальная культура (рейв, хаус, техно, джангл и т.п.)

современная музыка (варианты: аналоги AC, Hot AC, NAC, AOR, New Rock / Alternative) - "качественная" поп-музыка для взрослых, классика рок-музыки, smooth/contemporary jazz, ритм-н-блюз, отчасти соул, современный рок, отчасти "альтернативная" музыка

некоммерческая полистилистика (аналог Public Radio, Rock Talk и т.п.) - рок, в том числе отечественный, альтернативная музыка разных жанров, традиционный, авангардный и экспериментальный джаз, электронный и электроакустический авангард, этническая музыка разных стран и т.п.

хиты прошлых лет (аналог Oldies, Modern Oldies, National Oldies) - популярная музыка 40-80-х гг., как зарубежная, так и отечественная

Здесь необходимо отметить, что некоторые форматы, которые можно обозначить как специфические для российского радиовещания, характерны уже не только для московского региона. Так, в высшей степени специфический формат National Oldies (национальная ретро-музыка) имеет не только московское "Радио Ретро", существующее с 1994 г., но и, скажем, санкт-петербургский "Ретро-канал", как раз с марта 1997 вышедший в УКВ-, а с июля - и в FM-диапазон Петербурга. Формат Dance (танцевальное радио) имеет не только московская "Станция 106,8 FM", но и, к примеру, открывшийся в октябре 1997 г. петербургский "Порт-FM 107". Заметно, что из стилистической картины совсем выпадает академическая музыка, несмотря на благожелательное к ней отношение многих станций, "поперек" своего формата даже допускающих в свой эфир отдельные программы о ней. К сожалению, один героический "Орфей" пока не делает формата. Впрочем, то же можно сказать и о других жанрах, которые даже и одной-то специализированной станции не имеют, в то время как на Западе есть десятки специализированных станций этого формата: авторская песня (аналог folk song), джаз, new age, world music / world beat (в Берлине, например, одна из популярных станций - Multi Kulti, работающая как раз в этом формате), регги, да даже пресловутый heavy metal. Здесь остается только оптимистически вздохнуть.

И, наконец, о положении дел в государственном вещании. В прошлом году, помнится, автор предрекал скорые и не обязательно благоприятные перемены. Примерно так и случилось, хотя перемены, по славной традиции российских реформ, оказались половинчатыми и оставили смутное ощущение полной непонятности у всех заинтересованных лиц. Напомню, августовским указом Президента государственное вещание было реформировано. "Радио 1", образовавшееся на обломках бывшей Первой программы всесоюзного радио, работавшей с 1924 г., этим указом с Богом распускалось вовсе. "Маяк" же организационно сливался с радиостанцией "Юность - Молодежный канал". На практике получилось следующее. При поддержке некоторых как политических, так и коммерческих (впрочем, не слишком крупных) структур "Радио 1" уже в ноябре восстановило вещание под названием "Радио 1 - культура", перерегистрировавшись как открытое акционерное общество (правда, из частот у этого канала осталась только длинноволновая, плюс 1305 кГц на СВ, где еще незадолго до этого работало маргинальное "Возрождение"). Что же до "Маяка" и "Юности", то руководитель последней Евгений Павлов был назначен возглавить все объединенную структуру, а "Маяк" выселен из просторного Останкино в тесный радиодом на Пятницкой - на плечи к "Юности". При этом наиболее пострадавшей стороной оказался "Маяк": помимо переезда в меньшее и технологически значительно менее удобное здание, который неизбежно на несколько месяцев подорвал и ослабил эфир, станция подверглась неизбежному сокращению (как и "Юность" - и это при том, что объемы вещания обеих станций на своих частотах остались прежними!). Таким образом, за исключением акционировавшегося "Радио 1" мы по-прежнему имеем дело с пятью государственными радиоканалами ("Радио России" - подразделение ВГТРК; "Маяк" и "Юность" - сохранившие эфир обоих каналов, но организационно объединенные; "Орфей", чьи качественные программы академической музыки по-прежнему транслируются 14 передатчиками в семи областях России, включая Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург; и, наконец, государственное иновещание, объединенное в компанию "Голос России", чьи программы замечательно слышны на СВ и КВ даже в Москве). При этом кажется совершенно очевидным, что большинство проблем государственного вещания до сих пор не решены - ни отсутствие финансирования, ни стремительное размывание коллективов и накопленных богатейших традиций, ни отсутствие сколько-либо внятной концепции государственного радиовещания. Возможно, одним из вероятных выходов могло бы быть создание единой многопрограммной государственной вещательной структуры с единым менеджментом, фондом записей, организационно-технической базой и едиными стандартами эфира, но с разными по своей специфике (а не дублирующими друг друга в разной степени "информационно-музыкальными", как сейчас) государственными каналами вещания. База для такого решения все еще сохраняется, пока еще не развалилась корреспондентская сеть "Маяка" и не осыпались пленки архивов "Орфея" и Телерадиофонда.

Дальнейшие перспективы российского музыкального радиовещания, по крайней мере в столице, представляются в такой мере зависящими от разрешения множества технических и законодательных проблем, что обсуждать их всерьез даже странновато. Понятно, что специализация коммерческих станций и захват ими новых сегментов рынка продолжится, как только будут решены частотные проблемы и как только распределение частот из безобразно предсказуемого (и чаще всего совсем не гласного) действа превратится в реальный конкурс, где роль играть будет не только количество розданных пухлых конвертов. В таком случае стоит ожидать, например, появления станции, посвященной только отечественной рок-музыке, разговорных станций (аналога Talk Radio, которых в России пока нет) и т.д. Но вопросы кристаллизации форматной системы, появления новых интересных станций и того же в это роде, бесконечно важные сами по себе, пока отступают перед гораздо более насущными: продолжающейся госмонополией на средства распространения сигнала, неразвитостью инфраструктуры и коммуникаций, отсутствием средств на дальнейшее техническое развитие диапазонов, кулуарным выделением частот в обход существующих законов и т.п. По мере хотя бы частичного разрешения этих вопросов будет ускоряться и развитие вещания.

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАДИОСТАНЦИИ

Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Глава 3. РАДИОВЕЩАНИЕ В РОССИИ ВЧЕРА...

Приложение. Эфирные карты, вещатели, хроника.

Главная страница

  

главная страница

Уважаемые господа!
Напоминаю, что исключительные авторские и смежные права на размещенные здесь тексты принадлежат их автору - Кириллу Мошкову. Любое воспроизведение этих текстов где бы то ни было (интернет, печать, радиовещание и т.п.) возможно только и исключительно с письменного разрешения автора.