www.moshkow.net
на главную
ENGLISH
ABOUT ME

текущие проекты:
портал jazz.ru
журнал «джаз.ру»
книжные публикации и проекты:
- 2018: цифровой релиз фантастического романа в двух томах "операция «специальная доставка»" / "миссия «опасные материалы"»
- цифровой релиз повести о молодых музыкантах 80-х «кривые дорожки» (2015)
- книга "блюз. введение в историю" - 2-е издание (2014)
- книга "индустрия джаза в америке. 21 век" (2013)
- двухтомник "российский джаз" (2012)
- двухтомное переиздание книги "великие люди джаза"! (2012)
- вся фантастика кирилла мошкова (sci fi)
- все книжные проекты non-fiction
"слушать здесь": jazz podcast
russian jazz podcast in english
cyril moshkow @ youtube: видеоканал кирилла мошкова (оригинальные съёмки российского джаза)
архивы - материалы о музыке:
статьи, обзоры, интервью, репортажи 1996-2018
new неформатные музыковедческие изыскания малой формы 2005-2018
рецензии (джаз, блюз, world beat) 1997-2018
new лекции о музыке (с 2013)
архивы - фото:
фотоархив кирилла мошкова
архивы -  радио:
радиоархивы кирилла мошкова: станции, программы, записи, подкасты
архив радиопрограммы "джем-клуб" (1996-97)
архив радиопрограммы "академический час джаза" (1994-97)
архив радиопрограммы "сплавы" (1996-97)
архив радиопрограммы "вечерняя сказка" (1994-96)
другие ресурсы:
персональное:
биография
резюме, если что (англ. и рус.)
cyril moshkow @ linkedin
cyril moshkow @ allaboutjazz.com
личный фотоальбом
группа "секретный ужин" (1987-1997, 2016-2017)
 интерактив
дневник кирилла мошкова в "живом журнале"
cyril moshkow's english blog

Cyril Moshkow

Create Your Badge

Rambler's Top100

Cyril Moshkow,
1997-2018
© design, content, photos
hosted by AGAVA

 

Кирилл Мошков - РАДИОВЕЩАНИЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

текст был подготовлен в 1997 г. в качестве учебного пособия для Школы юного журналиста факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, где автор преподавал "введение в радиовещание" с 1994 по 1998 г. В настоящее время автор преподает в ШЮЖе другую специальность (введение в музыкальную журналистику), поэтому новой редакции пособия по радиовещанию не предвидится. Автор честно предупреждает, что пособие устарело, и настоятельно рекомендует относиться к тексту с осторожностью, учитывая, что он отражает ушедшую реальность середины 90-х гг. прошлого века. Воспроизведение настоящего текста где бы то ни было, тем не менее, без письменного разрешения автора не разрешается.

Глава 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

В отечественной практике принято подразделять информационные жанры на собственно информационные и на публицистические жанры. В настоящей главе предлагаются несколько упрощенные и схематизированные определения таких жанров, характерные для отечественных теорий журналистики. Определения расположены по принципу "от простого жанра к сложному", особое внимание уделяется радиоспецифике.

1. Информационные жанры

1.1. Хроника

Хроника обычно дается в подборках (блоках) и представляет собой предельно краткие сообщения, состоящие из одного предложения без заголовков (вернее, представляющих собой заголовки). Именно с хроникальных блоков в современном радиовещании принято начинать выпуски новостей.

Пример: Сегодня состоялась встреча президента Петрова и премьер-министра Синебрюхова. В Россию прибыл председатель Европейского банка реконструкции и развития. Катастрофическое наводнение в Намибии. [А теперь об этих и других новостях подробнее...]

Хроникальное сообщение - это информационный повод (событие, о котором сообщается) в чистом виде.

1.2. Заметка (информация)

Это, так сказать, первичный информационный жанр. Краткая информация обычно состоит из 10-20, максимум 30 газетных строк (т.е. 580-1740 знаков); каждая отдельная заметка может иметь заголовок (а может и не иметь), но тем не менее, как правило, заметки даются в подборке (как, например, в выпусках новостей на радио). Заметки анонимны (даются без подписи). В стилистическом плане заметка принципиально лишена каких бы то ни было признаков индивидуального стиля, субъективности подхода и т.п.; это - сухое, предельно информативное объективное изложение фактов, лишенное оценочности (в первую очередь эпитетов). Как правило, заметка начинается непосредственно с информационного повода, после чего идет его расширение - конкретизация времени, места, обстоятельств события и т.п.

Пример: НАВОДНЕНИЕ В НАМИБИИ

Катастрофическим наводнением охвачены северные районы Намибии. Разлив рек Мубумбу и Мабамба привел к тому, что под водой оказалось свыше семисот тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий. Несколько десятков тысяч жителей остались без крова. Местной полиции и армейским частям до сих пор не удалось вывезти из охваченных наводнением районов в провинции Бумумбу около 500 человек. По сообщению агентства Рейтер, в числе отрезанных наводнением оказались четыре миссионера Румынской православной церкви, а также пять сотрудников миссии Всемирной организации здравоохранения в Намибии, занимавшихся распределением одеял и медикаментов среди местных жителей. Глава администрации провинции Бумумбу Джозеф Кваменкрума заявил тем не менее, что пока не видит необходимости привлекать к ликвидации последствий наводнения международное сообщество.

Типичные ошибки начинающего автора: употребление в тексте оценочных эпитетов ("хороший", "плохой", "замечательный", "великолепный" и т.п.; использование в тексте композиционных элементов более сложных жанров (экспозиции, концовки, "лирические" и другие отступления и т.п.).

1.3.Расширенная информация

Стилистически не отличается от заметки. Композиционные отличия: больший объем (от 40 до 150 строк, т.е. от 2000 до 8500 знаков); возможное наличие не только заголовка, но и подзаголовков; возможное наличие в тексте справок и характеристик, а также зачатков композиционного решения (вступление, концовка и т.п.). Кроме того, расширенная информация может не быть анонимной (иметь подпись), хотя активного авторского стилистического элемента этот жанр не предполагает.

Типичные ошибки начинающего автора здесь те же, что и в предыдущем случае: нельзя забывать, что расширенная информация - сугубо информационный жанр, как и заметка.

1.4. Интервью

Один из самых распространенных журналистских жанров, интервью кажется и наиболее простым, однако и здесь следует строго соблюдать жанровые рамки. Точный синоним английского слова interview - "беседа". Поэтому текст интервью должен быть именно беседой: из него должно быть предельно ясно, кто беседует (а в большинстве случаев - и с кем), а также какова цель этой беседы, о чем, собственно, идет речь. Конечно, в журнальной или другой узкоспециальной журналистике возможны экзотические виды интервью: интервью-анонимы, интервью-"поток сознания", интервью-стенограмма и т.п. Однако в массовой журналистике четко выделяются следующие типы интервью:

  • интервью-диалог. Наиболее распространенный тип, строящийся по принципу "вопрос - ответ".
  • интервью-монолог. Вопросов журналиста в тексте нет, только речь интервьюируемого.
  • интервью-зарисовка. Речь интервьюируемого перебивается не только (и не столько) вопросами, сколько описаниями (обстоятельств, внешности, места действия), справками, комментариями автора и т.п.
  • коллективное интервью. На один и тот же вопрос (или группу вопросов) отвечает несколько интервьюируемых, затем их ответы сводятся в единый текст. Яркий пример - рубрика в "Независимой газете", где ряд известных людей (депутаты, писатели, кинематографисты, музыканты и т.д.) дают оценки лучшим и худшим, по их мнению, телепередачам минувшей недели. В последние годы в журналистике крепнет еще одна разновидность коллективного интервью - вариант, когда одному интервьюируемому задают вопросы многие интервьюеры. Типичный пример - практиковавшиеся много лет "Комсомольской правдой" "Горячие линии", во время которых какая-либо известная личность в определенное время отвечает на телефонные вопросы читателей. С развитием сетевой журналистики в Интернете этот жанр получил новое развитие: многие серверы практикуют такие "горячие линии" с известными персонажами через чат-каналы.
  • анкета - еще один вариант коллективного интервью, в котором интервьюируемые, как правило, анонимны или носят условные обозначения.

Пример: Как вы относитесь к проблеме клонирования?

Василий, фермер, 42 года: Полезно в хозяйстве. Племенных овец размножать.

Ирина, домохозяйка: Ой, зачем нам эти ужасы?!

Михаил Моисеевич, пенсионер: Пора зарвавшимся империалистам дать по рукам.

Студент, 19 лет (не представился): Я, короче, за. Мы с подругой тоже решили клонироваться, когда разрешат.

Характерная жанровая особенность интервью любого типа заключается в том, что изложение в тексте обязательно ведется от имени интервьюируемого, а не от имени журналиста (хотя это может и не исключать активной авторской позиции).

Типичные ошибки в радиоинтервью:

  • чрезмерно полная формулировка вопросов, побуждающая интервьюируемого дать односложный ответ.

Пример: Вопрос: Не считаете ли вы, что наша команда по хэдболу в Погано проиграла потому, что тренер чрезмерно опекал игроков, давал им упрощенные установки на игру?

Ответ: Да, я так считаю.

  • "забалтывание" собеседника. Недостаток, очень широко распространенный. Задав вопрос, интервьюер сам же на него и отвечает или же, начав слушать ответ, перебивает собеседника и заканчивает отчет за него. Единственный способ избежать забалтывания - точно и кратко формулировать вопросы и ни в коем случае не перебивать собеседника до того момента, когда его ответ заканчивается или в его ответе появляется логическая пауза (в большинстве случаев это означает, что ответ уже дан: даже если собеседник еще собирается что-то добавить, это, как правило, оказывается уже композиционно и содержательно ненужным).
  • потеря ведущей роли. Не забывайте, что интервью ведете вы, а не интервьюируемый. Многие люди не умеют вовремя остановиться при ответе на вопрос, повторяются или, зацепившись за всплывший в разговоре факт, уходят в ответе далеко в сторону. Многословный собеседник вполне способен проговорить все отведенное для интервью время, начав отвечать на единственный вопрос. Это не страшно, если интервью записывается для последующего монтажа, но в прямом эфире может оказаться роковым. Если собеседник оказывается чрезмерно словоохотливым, помните, что в большинстве случаев необходимый ответ бывает дан уже к первой, максимум ко второй логической паузе. Ловите эти паузы, переводите разговор на подготовленные вами вопросы или же подхватывайте высказанную собеседником мысль, задавайте связанный с ней вопрос, чтобы не давать беседе застаиваться. Интервью ведете именно вы! Для того, чтобы интервью было динамичным, оно должно развиваться, и в ваших силах заставить его развиваться. Однако не скатитесь к противоположной ошибке - забалтыванию собеседника.

1.5. Отчет

Еще один чисто информационный жанр; отчет предполагает строгое, объективное изложение последовательности каких-либо событий (например, отчет о пресс-конференции; отчет о торжественной церемонии и т.п.). Выделяют следующие виды отчетов: є общий; є тематический; є отчет с комментариями.. Авторское начало в отчете может быть достаточно значительным, но никогда не перевешивает объективного. Объем материалов этого жанра может варьироваться от десятков до сотен строк.

1.6. Путевые заметки

Информационный жанр, в котором публицистическое, авторское начало может быть весьма заметным. Это своего рода отчет, но отчет об определенном событии, а именно о путешествии.

1.7. Зарисовка

И здесь авторское начало может быть весьма заметным, однако это более узкий жанр, нежели путевые заметки: зарисовка говорит об одном факте (местности, событии), о пребывании в одном месте, тогда как путевые заметки - о целой последовательности фактов, о пребывании в нескольких местах.

1.8. Обозрение

Этот жанр предполагает сообщение о группе фактов или событий, произошедших за определенный период. Публицистическое начало может быть весьма заметным, включать элементы критического анализа. Пример: Обозрение концертов минувшей недели в московских рок-клубах.

1.9. Заметка (письмо)

Еще один "узкий" жанр: обработанное или организованное (а бывает, что и сочиненное) журналистом письмо читателя (слушателя, зрителя) в редакцию. Поскольку, как правило, строится на описании событий и фактов, относится к информационным жанрам. Естественно, к этому жанру не относятся пространные письма "ни о чем" по типу "когда же прекратится все это безобразие, где демократия, где перестройка, куда смотрит милиция, что делать, кто виноват". Скорее, больше подходит более конкретный образец: "Уважаемая редакция! У меня в подполе который год происходит подземный стук. Я обращался в органы прокуратуры, горкоммунхоза, санэпиднадзора и в горгеотрест. Стук не прекращается".

1.10. Репортаж

Один из наиболее распространенных информационных жанров. Хотя предмет этого жанра тот же, что и у отчета (сообщение о событии), природа репортажа коренным образом отличается от природы отчета. Отчет предполагает объективность, сухое изложение последовательности фактов; репортаж - наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля; в репортаже это исключено, автор репортажа - всегда сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы более "узких" информационных жанров - отчета, беседы (интервью), зарисовки и т.п. Это - наиболее "авторский" из информационных жанров, в отличие от краткой или расширенной информации, отчета и т.п. он предполагает не сухое изложение фактов, а изложение через авторское, личностное восприятие.

2. Публицистические жанры

К этой группе жанров относятся те, в которых цель материала определяют элементы анализа, изложения авторской позиции, а не собственно сообщение о событии. Информационный повод в таких материалах служит действительно поводом для обобщений, вскрытия тенденций, осмысления явлений; стилистические средства могут включать весь литературный арсенал - стилистически окрашенную лексику, тропы (гиперболы, метонимии, метафоры, иронию, разного рода символы, аллегории, сравнения и т.п.) и прочие языковые средства. Субъективность, личностное начало автора в этих жанрах зачастую доминируют над информативностью.

2.1. Открытое письмо

Жанр, характерный для политических изданий; открытое письмо носит чаще всего политический характер. В советское время центральные газеты часто публиковали тексты такого рода, например, "Открытое письмо рабочих Тамбовского нефтеперерабатывающего завода руководителям Китайской народной республики". Теоретически в основе такого материала действительно лежит некое письмо с политическими требованиями, отправляемое адресату по почте и при этом параллельно публикующееся в прессе. В современной российской практике жанр встречается редко, разве что в малотиражной оппозиционной прессе.

2.2. Корреспонденция

Корреспонденция - это вовсе не просто "то, что пишет корреспондент". Этот жанр характерен сочетанием двух признаков: такой материал пишется "с места" и при этом содержит не только сообщение о неких фактах или событиях, но и анализ, осмысление этих фактов или группы фактов. Название жанра возникло постольку, поскольку материалы в этом жанре действительно пишутся теми, кто в современных понятиях называется постоянными корреспондентами средства массовой информации. Если, допустим, некая газета имеет постоянного корреспондента, скажем, в Вильнюсе, то среди отсылаемой им в редакцию продукции в потоке "информашек", репортажей и интервью время от времени обязательно встретится и корреспонденция, в которой автор размышляет над тенденциями различных областей вильнюсской жизни.

2.3. Статья

Начинающие журналисты, как правило, гордо именуют "статьями" все, что пишут. Опытные работники на это обычно презрительно отвечают: "Статьи бывают в Уголовном кодексе, а мы пишем материалы". Действительно, обобщающее название для журналистских произведений любого жанра - именно "материалы", а не "статьи" (в значении обобщающего слова это, скорее, элемент просторечия). Статья - это только один из журналистских жанров, причем не самый распространенный (по сравнению, скажем, с интервью или репортажем). Это - публицистический, аналитический жанр, где в довольно большом объеме (от десятков до сотен строк) анализируется, осмысляется не единичный факт, а группа явлений, тенденция. Если установить отношения между жанрами корреспонденции и статьи, то очень условно и схематично можно сказать, что корреспонденция - это "статья о тенденциях, проявляющихся в удаленном от расположения редакции месте"; статья же - это, так сказать, "корреспонденция отсюда, из редакции". Но это, повторяю, упрощение.

2.4. Обзор печати

По определению достаточно узкоспециальный жанр, но, тем не менее, весьма распространенный. Обзор может строиться по календарному признаку (обзор наиболее интересных материалов, опубликованных в различных изданиях за день, неделю, месяц и т.п.), по признаку места (скажем, обзор только городских газет, исключая национальные), по тематическому признаку (обзор материалов, касающихся одной и той же темы, события) и т.п. Отнесение этого жанра к публицистическим - не условность, так как обзор печати может быть (и чаще всего бывает) не просто механическим перечислением публикаций, а анализом их как явлений.

2.5. Рецензия

Произведения этого жанра представляют собой критический анализ какого-либо факта культуры: книги, спектакля, фильма, пластинки, концерта и т.п. Рецензия кажется весьма несложным жанром, поэтому за рецензии часто берутся все, кому не лень. Однако, как любой жанр, рецензия имеет свои законы. Во-первых, подразумевается, что пишущий рецензию хорошо разбирается именно в той отрасли человеческой деятельности, к которой принадлежит рецензируемый артефакт. Причем разбирается профессионально: просмотреть 110 видеокассет - еще не основание для того, чтобы рецензировать фильм на 111-й, для этого желательно иметь киноведческое образование или профессионально знать историю кинематографа, систему его выразительных средств и жанров. Во-вторых, "критический" разбор вовсе не означает, что предмет надо "критиковать": критика - это явление анализа, а не осуждения. В-третьих, рецензия не оперирует сугубо субъективными категориями "понравилось - не понравилось" именно в силу того, что предполагает объективный анализ (хотя и с субъективной, авторской точки зрения). Ну и, наконец, никогда нельзя забывать о том, что рецензия должна, помимо прочего, содержать сугубо объективную информацию, "выходные данные": кто, где, когда, как называется и т.п.

2.6. Очерк

Этот публицистический жанр стоит на грани собственно журналистики и "документальной прозы"; он близок к сугубо литературным жанрам рассказа или малой повести. Значительные объемы (сотни строк), выраженное композиционное строение, богатство используемых языковых средств характерны для этого жанра. Жанр подразделяется на несколько типов:: сюжетный очерк, описательный (в свою очередь, эта разновидность подразделяется на событийные и путевые), портретный, проблемный.

2.7. Фельетон

Также промежуточный жанр, основная особенность которого - в его сатирической направленности. Фельетон предполагает высмеивание, сатирическую критику какого-либо реального явления, лица, тенденции. Типичное порождение этого жанра в современных СМИ - телепрограмма "Куклы".

2.8. Памфлет

Этот жанр близок к фельетону, но если фельетон предполагает высмеивание, то памфлет - гневную иронию, сарказм. В советские времена был распространен жанр политического памфлета, применявшийся исключительно в адрес неугодных режиму зарубежных политических деятелей. Советский политический памфлет стараниями самых ярких авторов выработал особый неповторимый язык , даже в советские времена становившийся объектом пародий. В настоящее время этот жанр если и встречается, то в основном в малотиражной оппозиционной прессе (и теперь его объект - не зарубежные деятели, а "оккупационный режим").

2.9. Пародия

Чисто литературный жанр, высмеивающий характерный, узнаваемый стиль путем его имитации и подмены серьезного содержания сатирическим. Тем не менее пародия - это и журналистский жанр, поскольку пародированию может подвергаться, скажем, манера речи политического деятеля или популярного телеведущего. Заметный (хотя и страдающий безобразной дурновкусицей) пример - телепрограмма "О.С.П. - студия".

2.10. Эпиграмма

Сатирический стихотворный жанр, имеющий историю длиной в несколько тысяч лет, как ни странно, вполне жизнеспособен в современной журналистике, хотя о его популярности судить трудно. Тем не менее многие печатные издание продолжают регулярно публиковать политические эпиграммы.

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАДИОСТАНЦИИ

Глава 3. РАДИОВЕЩАНИЕ В РОССИИ ВЧЕРА...

Глава 4. РАДИОВЕЩАНИЕ В РОССИИ СЕГОДНЯ

Приложение. Эфирные карты, вещатели, хроника.

Главная страница

главная страница

Уважаемые господа!
Напоминаю, что исключительные авторские и смежные права на размещенные здесь тексты принадлежат их автору - Кириллу Мошкову. Любое воспроизведение этих текстов где бы то ни было (интернет, печать, радиовещание и т.п.) возможно только и исключительно с письменного разрешения автора.